Как мы строили подводный флот СССР

Как мы строили подводный флот СССР

Если кто-то верит в то, что в советских школах уроки труда были скрытой эксплуатаций детей в народном хозяйстве (мне приходилось сталкиваться с такими мнениями в некоторых блогах), то напрасно. Не знаю, как дело обстояло во всех школах, а в нашей средней общеобразовательной московской школе № 190 (в Черемушках) никакой эксплуатации не было, но было много интересных и полезных занятий по моделированию. Сегодня расскажу о том, как мы делали самодвижущие подводные лодки.

Сначала учитель выдавал нам по круглому деревянному бруску, заранее выточенному на токарном станке. Нам предлагалась самостоятельно разметить заготовку по длине и аккуратно распилить вдоль на две половины. Потом из двух частей мы уже рашпилями задавали нужную конфигурацию корпусу и верхней «рубковой» части.

Корпусная заготовка аккуратно выдалбливалась внутри — нужно было добиться того, чтобы стенка осталась очень тонкой, не более пяти миллиметров. Естественно, без «пробоин» от стамесок дело не обходилось, но главное, чтобы не развалился корпус (потом склеивать сложно). После того как внутри все было идеально вычищено, а внешняя сторона идеально приведена к форме настоящей подводной лодки, на днище внутри монтировались два кронштейна с крючками.

Эти кронштейны держали тройной слой круглой резинки (почему-то она называлась «венгеркой» у нас). Крючок кронштейна носовой части припаивался наглухо, а в заднем кронштейне свободно вращался вставленный в отверстие крючок, к которому припаивался сделанный из жести гребной винт на ножке (ножка подевалась через отверстие в корпусе лодки и припаивалась к крючку. Для того, чтобы лодка в воде оказывалась притоплена, внутри дно выстилалось толстым слоем пластилина для балласта).

В завершение всего надевалась резинка (в три-четыре слоя), потом сверху устанавливалась рубка — лодка готова к плаванию. Дальше, понятно, ручками через вращение винта закручиваешь до нужного натяжения резинку, пускаешь лодку на воду — и она плыла. Правда, далеко не у всех она плыла прямо, но радости это не убавляло.

Понятно, что сегодня, когда можно без проблем купить детский электромобиль любых размеров или радиоуправляемых модели морских судов, такие занятия уже не проводятся. Но, знаете, я не очень себе представляю, кем бы я стал, если бы на уроках труда нас не учили созидать такие интересные и полезные игрушки. Для себя создавали, а не для народного хозяйства СССР, как некоторые сейчас говорят.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *