Slaughter-fest или повар — больше, чем повар

Рисунок в стиле slaughter-fest из американского комикса "Get Jiro" (Получи, Джиро) Anthony Bourdain. 2011 год.

Каждый раз, когда вспоминаю изречение о том, что «в России поэт — больше, чем поэт», я всегда не согласен с тем, что речь идет только о России. История развития европейской цивилизации полна примеров, когда в королевствах средневековых времен королевами становились не только люди низшего сословия, но и вовсе — куртизанки (если вспомним времена правления и шесть жен Генриха VIII Тюдора в Великобритании).

Так что большевистский тезис о том, что «кухарка способна управлять государством» не являлся креативом исключительно российских идеологов строительства социалистического общества. Европейская цивилизация практически на протяжении всего ХХ века нам демонстрирует в произведениях литературы и кино, что и кухарка, и повар, и продавец — способны и бывают больше, чем специалистами в своей профессии.

Один только Стивен Сигал сколько переиграл могучих спасителей Америки, до времени скрывавшихся под личинами скромных служащих, повара на авианосце, журналиста региональной газетки, страхового агента. А если вспомним знаменитые французские или американские комедийные мелодрамы второй половины ХХ века, так слюнки текли у советских кинозрителей при виде финальных сцен, в которых главные герои и статисты устраивали «бойню» огромными тортами. Хотя наш отечественный кинофильм «Три толстяка» по сказки Олеши демонстрировал эту забаву с долей осуждения присущих только буржуям пороков общества, небрежения к самому главному достоянию — продуктам питания.

Однако, когда постиндустриальное отношение к товарам пришло и в Россию вместе с рыночными отношениями и замене дефицита на затоваривание, и нам стало забавно наблюдать в кинофильмах эпизоды, которые в западной культуре называют slaughter-fest («праздник бойни»). И даже отечественные кинематографисты постепенно начали вводить в сюжеты сцены в супермаркетах, где возникали драки во время распродаж, и даже свои герои-повара, разбирающиеся ловко поварешкой и сковородкой со всеми врагами Отечества у нас постепенно появляются. К слову, этот творческий прием не несет никакой идеологической нагрузки и не содержит мануалов по методам боевой самозащиты подручными средствами в условиях переизбытка товаров или на кухне ресторана. Просто люди любят смотреть разрушительные акты, попирающие их базовые потребности — чтобы выжить, нельзя быть расточительным, все нужно тащить в дом.

И с этой точки зрения современные поварихи или повара — снова больше, чем представители профессии. В этих комиксах или кинофильмах они невольно являются выразителями эпохи постиндустриального периода развития человечества, когда все есть в таких количествах, что и не жаль поломать или испачкать хлеба — ради повышения зрелищности. Да?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.