Семейное гнездышко на случай атомной войны

Семейное гнездышко на случай атомной войны. США. 1950 год.

“Вам не спится в вашем огромном загородном доме? Вы ворочаетесь ночи напролет и думаете о вероятности ядерного удара русских? О! И ваша жена в таком же нервном состоянии? Я помогу вам вернуть сон, я помогу вам спать спокойно, даже если вокруг вас весь мир перевернется вверх тормашками — когда вы проснетесь, вы будете живым, здоровым, и вы точно будете знать, что произошло на планете, пока вы спали сном младенца!”

Такими словами рекламировал в США свое изобретение в 1950-м году отставной полковник Элиот Уайт. Но сначала небольшой экскурс в историю первых лет “холодной войны”. Военно-политическое противостояние СССР и США произошло из-за того, что, по мнению США и Британии, Советы слишком нагло подмяли под свой идеологический и экономический диктат половину Европы после окончания Второй мировой войны. Президент Гарри Трумен решил напугать Сталина, сбросив на Японию две мощнейших атомных бомбы в 1945 году. В ответ на это уже к концу сороковых годов под непосредственным контролем Лаврентии Берия в Советском Союзе также появилось свое ядерное оружие.

Семейное гнездышко на случай атомной войны. США. 1950 год. Как бы не парадоксально это звучало, но в целом паритетное продвижение в этой сфере вооружений привело к тому, что даже во времена обострения геополитической конфронтации в мире обе ядерные державы вынуждены были сдерживать агрессивность, не доводя конфликт до прямого военного столкновения. Но так было в большой политике, а на обывательском уровне угроза взаимного нападения весьма успешно использовалась для продвижения абсолютно иных целей в каждом из государств. И если в СССР пугали американской ядерной угрозой для того, чтобы советский народ побольше трудился за маленькие зарплаты и не ворчал по поводу дефицита товаров и продуктов (а также жилья, социального обслуживания), то в США поддерживаемый СМИ в сознании населения страх перед войной использовали гораздо шире и более практично, с точки зрения продвижения товаров и услуг.

Если бы в США начала пятидесятых прилетел советский человек, то увидел, что все население Америки усиленно готовится к началу атомной войны, хотя это было бы ошибочное представление. Просто большое количество ТНП в те годы рекламировалось именно в контексте надежности в случае нападения русских на США. Дома-бункеры, автономные системы электроснабжения, бытовая техника, работающая от аккумуляторов или за счет ручного привода, вечные не требующие профилактики и чистки кондиционеры, посуда и предметы быта из “отталкивающих радиацию” материалов — словом, любой сектор товаров для населения в рекламе подавался через призму высокой надежности на случай военных катаклизмов.

Семейное гнездышко на случай атомной войны. США. 1950 год. Но эта кровать стала апофеозом рекламной истерии, основанной на ядерной угрозе. По сути это кровать, разделенная перегородкой на две части, и окруженная со всех сторон приборами наблюдения за происходящим за пределами дома-бункера — радио-телевизионная аппаратура, показатели давления и температуры, и даже гироскопы (если в результате взрыва бетонный бункер сместится под землей). Недаром за такую кровать отставной полковник хотел $3500 — по сегодняшней покупательской способности доллара равносильно $50000! Но, видимо, из-за цены эта конструкция, больше похожая на двойной гробик так и не стала бестселлером в США. Тем более, что большинство населения все же уповало не на собственные бомбоубежища, а на специальные центральные, оборудованные министерством обороны США. Прежде всего, потому, что от самих потребителей такие бункеры не требовали никаких финансовых вложений.

Да и никто не знал, нападут ли Советы, как пугала этим пропаганда, или все это блеф. Англосаксы — народ весьма практичный и прижимистый, между прочим. Вот такие дела…

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *