Русские гармоники

Мастер саратовских гармоник Евгений Петров

Предыдущий материал читайте здесь.

Именно немецкую ручную гармонику Бушмана летом 1830 года привезли на знаменитую Нижегородскую ярмарку. Тульского оружейного мастера Ивана Сизова диковинный инструмент очаровал настолько, что оружейник отвалил за него 40 рублей! Дома Иван попробовал сделать подобие гармоники.

У него получилось! Затем изготовлением гармошек заинтересовались братья Сизова, и вскоре производство стало массовым. Гармоники Сизовых пользовались таким спросом, что ни сами Сизовы, ни даже нанятые вскоре помощники просто не успевали выполнять все заказы. Только в 1848 году, например, они продавали по 10 гармоник в день!

Появились и подражатели. Семья других тульских мастеров — Киселевых — основала свое производство гармошек благодаря средствам от успешной торговли пирожками. Через некоторое время уже крупнейшая в дореволюционной России гармонная фабрика получила золотые и серебряные медали за качество на международных промышленных выставках! Всё это приятно и во всех отношениях замечательно, но — заметим — на дворе стояла уже середина девятнадцатого века, когда образ исконно русского лубочного рубахи-парня должен был вполне сформироваться. Без гармошки.*

* Если немного отвлечься от «красного словца» и обратиться к реальной истории жизни 90% населения России в середине XIX века, станет понятно, что ни о каком лубочном образе и речи быть не могло, тем более, с гармошкой. Это все идеи для домашней фотосессии «а-ля рюс хистори» для современных глянцевых журналов, также, как постоянно стреляющие направо и налево ковбои в вестернах. Точно также, как у американских пастухов никогда не было денег лишних даже на патроны для ружья, также и русских крепостных, да и у вольных казаков тоже (не говоря о заводских рабочих) едва ли водились свободные капиталы для приобретения таких недешевых музыкальных инструментов, а гармоники тогда стоили ого-го… (comment by Shimus)

Человек — особенное животное. Единственное, пожалуй, из всех животных, которое в самом наиживотном своём состоянии (каковым является опьянение) испытывает потребность совершать некие иррациональные действия, никак не связанные с удовлетворением базовых инстинктов. Речь идёт о потребности петь. Можно сколь угодно долго рассуждать о языческом мировоззрении наших предков как первооснове песенных и напевных традиций, о сугубо прикладной природе этих первых песен и напевов… Ситуации это не меняет. Потребность петь у русского человека в душе, где-то по соседству с потребностью в красоте и способностью этой красоте радоваться.

Евгений Петров виртуозно исполняет наигрыши.

Читайте дальше.

Константин Андреев.

2 thoughts on “Русские гармоники”

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *