Репортаж из подземелья

Фото слева: проходка ведется «стахановским» методом — при помощи отбойного молотка и лопаты; фото справа: вход в длинный бетонный тоннель.

Одно время по Орлу ходил упорный слух, что в нашем города будет строиться метро. Затем появился другой слух — якобы где-то в окрестностях города заложили шахту по добыче чего-то такого, но чего — никто не знает. Высказывались даже предположения, что это будет ракетная шахта.

Как известно, в любом слухе есть доля истины. Разумеется, все слухи, приведенные выше, верны лишь отчасти. На левом берегу Оки в районе Ботаники действительно есть шахта. И похожа она на метро, вот только диаметром раз в десять поменьше, И если уж что там и добывают, то ничего, кроме мелко накрошенного известняка, оттуда не поднимают. Строят подземный тоннель с куда более прозаической целью — для отвода канализационных стоков. И называется он коллектор.

Раньше проблема решалась проще: копали яму, в нее укладывали трубу, по ней и текли, извините, продукты нашей жизнедеятельности. Но продуктов этих год от года становилось все больше, а трубы имеют диаметр не больше 50 см. И, ясное дело, теперь уже не справляются с возрастающей нагрузкой. А стоит дождику хлынуть или снегам дружно стаять и, пожалуйста, все течет в нашу родимую Оку. Опять же — ржавеют они со временем, Поэтому проблема строительства коллектора большого диаметра из бетона встала в полный рост.

И вот уже три года старатели из АО «Центртоннельстрой», как усердные кроты, роют длинный ход вдоль Оки. И все это время им приходится весьма несладко. Я не говорю о том, как трудно работать в шахте, вгрызаясь в плотный известняк, ковыряя его по семь часов в сутки (такова смена забойщика).

Забойщик Эдуард Ефремов.

С самого начала на головы шахтеров свалилась куча проблем. Во-первых, не нашлось денег на буровую головку, которая должна дробить породу, поэтому приходится работать вручную.

Во-вторых, бетонные кольца, из которых, собственно, и состоят стенки коллектора, приходится возить из Новомосковска. При нынешних расценках на транспорт это очень накладно. А все из-за того, что пожалели денег на освоение их выпуска из местных ЖБК.

В-третьих, жуткое безденежье. Уже три месяца абочие не получают зарплату, задолженность на 1 декабря составила 35 млн. рублей, нет денег на покупку бетонных конструкций. У генерального заказчика (дирекция полиграфкомбината) денег нет, у предприятий, имеющих долевое участие в стройке, тоже. При всем том, что шахтеры могли бы проходить от 50 до 100 метров в месяц, они вынуждены сидеть без работы.

Результат — пройдено 460 метров из 823 (длина первой очереди). А ведь еще будет вторая очередь — 390 метров. На какой еще срок затянется стройка — никто не знает.

А тем временем погода вносила свою посильную лепту в объем стоков. Второй день на улице шел дождь.

А. Сучков
Орловские Вести
16.12.1993
НА СНИМКАХ: проходка ведется «стахановским» методом — при помощи отбойного молотка и лопаты; вход в длинный бетонный тоннель; забойщик Эдуард Ефремов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.