Претензии крестьян к советскому закону о браке

Валек — массивный, изогнутый кверху деревянный брусок с короткой рукояткой — служил не только для обмолота льна, но и для выколачивания белья во время стирки и полоскания, а также для беления готового холста.

Крестьяне понимали, к чему клонит Советская власть, пытаясь изменить существовавшую раньше систему брачных отношений, но прямо протестовать против борьбы с церковью никто не смел, боялись. Однако это и необязательно было делать — плоды революционных преобразований в селе уже были налицо, и отнюдь не церковного свойства, а самые обычные, житейские. Вот о них и писали крестьяне в газеты и журналы.

К чему же, главным образом, сводились по этим письмам рассуждения недовольных новым законом о браке. Одни из них высказывали опасение, что этот закон, разорвав цепи старого церковного брака, и ударив по старому быту, может привести к слабости брака. «Свободное расторжение браков, не требующее от разводящихся особых мотивов к этому», — писал Чуватов из села Тундутово Сталинградской губернии, — «способствует многоженству и многомужеству, свободно переходя от одного к другому, тем самым разлагает семью».

Другие выражали мнение, что «слабость брака привела к развитию проституции. Молодежь совсем вышла из рамок. Выйдет, например, замуж, не поживет одного месяца — разводится. Разведенная женщина или мужчина шатаются по улице. Многие имеют половые сношения не с одной, а то с одной, то с другой. Словом, форменная делается проституция» (Коновалов, село Боголюбовка, Самарская губерния). Третьим казалось, что эта слабость брака приведет к тому, что «муж жен будет менять, как цыган лошадь, и обратно». Четвертые доказывали, что слабость брака «внедрит в деревню разврат и сильно будут распространены венерические болезни» (Фомичев, село Юрашево, Калужской губернии).

Красивый и уютно устроенный правильный быт всегда были основой крепости семьи. В доме может быть и мебель итальянская гостиная, а может и быть мебель попроще, но главное, чтобы она создавала уют, и мотивировала спокойный семейный лад. Итальянские мастера мебели, почти все люди семейные, а в Италии всегда знали, как создать семейных уют в доме.

Раскрепощенная женщина, по мнению пятых, слишком свободно стала пользоваться предоставленными ей новым законом правами. Она не боится уже, если находит нужным, бросать мужа, да еще требует от него принадлежащей ей по праву части имущества. Это не нравится бывшему мужу, ибо он исстари привык думать, что все хозяйство целиком принадлежит ему одному. Не нравится многим и то, что фактический брак приравнивается по закону к зарегистрированному, так как благодаря этому, якобы «будет разорено крестьянское хозяйство раздроблением его на мелочи».

Особенно много внимания в письмах отводилось доказательствам, что новый закон вызвал большое усиление разврата в деревне. Раньше, мол, и парни и особенно девицы стыдились, да и боялись, свободно сходиться без церковного брака. Теперь же половые связи стали на селе самым обыкновенным делом. «Девочки не боятся вступать в любовные связи даже с такими мужчинами, у которых полна хата детей, от чего, конечно, является много беспризорных детей, покинутых на произвол судьбы, или множество проституток, рассадниц половых болезней» (т. Бывалый село Урепь, Нижегородской губернии). «Барышни бодрствуют на улице. С этого бодрствования дошло до того, что в 13 лет, уже чести нет» (т. Коновалов, с Боголюбовка).

Но все было бесполезно — большевики не для того захватывали власть в стране, чтобы слушаться советов простого народа, тем более, крестьянства, которое они и до революции открыто считали дремучим, безграмотным, ничего не понимающим в жизни. И в этом нет ничего удивительного — это же были все выводы, которыми прикрывали свои поражения в деревне народники, именно на их опыте и сложилось представление о крестьянах у их потомков в городах.

2 thoughts on “Претензии крестьян к советскому закону о браке”

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *