Первый почтовый транспорт

Лучники и конный гонец позднего Нового Царства: 1,2 — лучники; 3 — гонец.

Предыдущий материал читайте здесь.
В древнем Китае почтовое сообщение было частью государственно-бюрократического аппарата. Известно, что во времена династии Чжоу «связистами» работали восемьдесят гонцов и восемь главных курьеров, для которых через каждые несколько десятков километров на дорогах были обустроены пункты питания, а на большем удаления — пункты ночлега.

Параллельно развивалась «служба» отправки весточек с почтовыми голубями. Люди смекнули, как можно использовать способность этих птиц безошибочно находить дорогу домой, находясь в совершенно незнакомой местности на значительном от дома удалении.

Возможно, именно голубиная почта надоумила наших предков создавать почтовые «сети» в своих государствах. Дело в том, что отправить весточку домой с предусмотрительно захваченным с собой на чужбину голубем с этой самой чужбины можно было, а вот наоборот, из дома куда-то — нет. И тогда в Персии решили, что разумно настроить по всей стране башни-голубятни и заблаговременно производить «переселение» голубей так, чтобы на каждой башне содержалось хотя бы по одной птице из всех остальных башен. Нужно отправить весть в какой-нибудь древнеперсидский Мухосранск(*) — находишь на своей голубятне «мухосранского» голубя, привязываешь к лапке сообщение и выпускаешь. Можно быть уверенным: он, очертя голову, ломанет прямехонько на свою малую родину.

Так или иначе, во времена персидского царя Кира II (550-529 гг. до н. э.) гонцов посадили на лошадей, а на важнейших дорогах на расстоянии дневного пробега лошади были установлены «почтовые» отделения» — пункты, где конные курьеры могли переночевать и подкрепится — первый шаг на пути создания единой государственной почтовой сети.

В Древней Греции, являвшей собой по сути культурно-этнический конгломерат враждующих городов-государств, почтовое сообщение долгое время было представлено лишь пешими посланцами, красиво именуемыми «гемеродромами». Зато один такой гемеродром вошел в мировую историю культуры, положив начало спортивному «бренду». По свидетельству Плутарха, в 490 г. до нашей эры некто Филиппид, пробежав без «продыха» 42 километра 195 метров, донес в Афины устное сообщение о победе в битве при Марафоне и, выполнив свой служебный долг, умер от перенагрузки. Впоследствии подвиг гонца был увековечен в олимпийской дисциплине — марафонском беге.
Наиболее основательно за организацию почты взялись в Древнем Риме. Помимо используемых богатыми рабовладельцами «персональных» гонцов и гонцов, призванных для обеспечения казенных интересов, там появились предприимчивые «частники», предлагавшие в наем повозки и вьючный скот — именно для доставки сообщений и грузов. Более того, коллегии «связистов-транспортников» в конце концов объединились в одну корпорацию, своего рода профсоюз.

Государственная почта в Римской империи возникла и получила значительное развитие при императоре Августе, была подчинена непосредственно ему и не предназначалась для каких бы то ни было частных посланий. На расстоянии дня пути по всей стране были «разбросаны» «станции летучек» почты, предназначенные для отдыха и ночлега гонцов, всадников и возниц. «Революционным», по сравнению с персидской и китайской системами, новшеством стала возможность смены на таких станциях верховых или вьючных лошадей и при необходимости — повозок. Поставка средств передвижения (как живых, так и колесных) являлась обязательной частью системы налогообложения окрестного населения и жителей покорённых стран. На станциях, расположенных на наиболее оживленных маршрутах, содержалось по 20-40 упряжных лошадей и мулов.

Забавно, но в спешных случаях средствами государственной римской почты перевозились даже воинские подразделения (мечта Саакашвили). А теперь — внимание! Для указания местонахождения адресата или подробного описания маршрута использовалась фраза «Statio posita in…» — «Станция находится…» «там-то». Вот это «posita» впоследствии и трансформировалось в романно-германское «post» — почта. С падением Римской империи исчезла и отлаженная система почтовой связи.

Мухосранск(*) понятие условное и в те времена, ныне и вовсе устаревшее, хотя некоторые граждане, отправляющиеся из Москвы на отдых на красной поляне, по-старинке считают, что именно в М-нск отбывают. Жители Сочи, приезжая отдохнуть в Подмосковье или на Селигер, отвечают местным жителям “взаимностью”, считая, что они прибыли отдохнуть от дел из “пупа мироздания” в северный М-нск. Так устроен человек — он всегда свое “болото” считает “центром мироздания”.
Читайте дальше.

Константин Андреев.

2 thoughts on “Первый почтовый транспорт”

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *