Первый парень на селе (часть 3)

Бойко Михаил Васильевич.

Каширин Владимир Николаевич гармонь слышал с самого детства. Деревня Густые Тычинки, где он жил, славилась гармонистами. Один из них и научил парня играть. Первый инструмент ему подарил сосед Карлов Василий Андреевич. Затем Владимир взялся за баян, после чего твердо решил получить музыкальное образование. Сначала закончил колпнянскую музыкальную школу, а затем — культпросветучилище, где занимался у прославленного баяниста, заслуженного артиста РСФСР Н. М. Афанасенко.

Маленькая аккуратненькая гармошка была, как игрушечная — такие даже в походы по горному крыму можно брать, не тяготят.

По окончании вернулся в родной район и устроился художественным руководителем в Островский СДК, где работает по сей день.
— Гармонь и баян для меня — больше, чем инструменты. В них заложена гармония. Что это такое, проще рассказать на примере: Вот едет по лесной дороге мужичок на повозке, запряженной старой лошадкой.

Каширин Владимир Николаевич
Нагоняет крестьянин, который несет поклажу. Возница останавливается и говорит: — Садись, подвезу
— Нет, спасибо, — отзывается путник, мне недалеко, да и лошади тяжело будет.
Тогда возница слезает с телеги, и они идут рядом, достают кисеты, закуривают. Говорят о жизни, погоде, видах на урожай. Никуда не спешат, просто идут и разговаривают. Один ведет бас другой — голос. Вот в этом и гармония — в простом разговоре по душам. Между человеком и гармонью или баяном тоже ведется разговор о чем-то о своем, родном для обоих. Невозможно сыграть, не вложив в мелодию души настроение — получится фальшиво, а гармонь и баян особенно чувствительны к фальши.

Владимир Николаевич привил любовь к игре на баяне тычинскому пареньку Звягину Роману. Сейчас юноша — студент Орловского вуза, но инструмент не бросает. Для Бойко Михаила Васильевича из деревни Нижнее Карлово гармонь — проверенное средство от грусти.
— С ней радость — полная печаль — незаметная, — говорит гармонист. — Это увлечение я унаследовал от отца. Научился быстро и до сих пор играю с удовольсвием на всех семейных застольях.

Инструментов у Михаила Васильевича было немало. Сейчас у него гармошка подарочная.
— С виду она неказистая, не очень складная, но строй у нее любительский, все — ручной работы, а мастер попался хороший. Оттого она звонкая, задорная, в игре резвая — как раз для лясовых и частушечных припевок, — рассказывает Михаил Васильевич, — несколько лет назад я с ней участвовал в районном конкурсе «Играй, гармонь!» и занял призовое место. Жаль, что такие мероприятия редко у нас проводятся. Глядишь, народ бы вспомнил свою молодость, повеселился от души, да и молодежи тоже польза: к корням своим прикоснутся.

Лучше гармонии нет для русской души инструмента. А в умелых руках она чуть ли не разговаривает. Но для этого ее нужно сердцем чувствовать, а только потом пальцами. Как говорят: «гармонь с душой звонкой, мелодией тонкой». К ней нужно с подходцем, с лаской — как к женщине. Тогда она заиграет так, что за живое тронет. И Михаил Васильевич заиграл. Гармошка в его умелых руках заплясала, залилась звонким голоском. Резвая, бойкая мелодия разносилась все дальше и дальше. А гармонист широко улыбался, посвистывая в такт. Уж он свое дело знает: играет от души и для души.

Хочется верить» что музыка, идущая от сердца, никогда не исчезнет. Ведь нельзя заменить бездушным компьютером инструмент, сделанный руками мастера. Не сыграет настоящий музыкант одну и ту же мелодию несколько раз одинаково. Каждый раз он внесет в ее исполнение частицу своей души и настроение. Это и есть подлинное искусство. В его неповторимости вся его ценность. Поэтому, хочется верить, что время гармони и баяна еще не закончилось.

Е. Козлова.
«За изобилие»,
6 апреля 2011 года.

Один комментарий к “Первый парень на селе (часть 3)”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.