Надо их запомнить на случай, когда наши придут к власти

Московские власти хотят ужесточить правила регистрации иногородних
Наталья ГРАНИНА
_http://www.izvestia.ru/capital/article43672

Московские власти намерены вынести на рассмотрение Госдумы поправки в закон “О праве граждан на свободное передвижение”, серьезно ужесточающие действующие сегодня правила регистрации. Член правительственной комиссии по миграционной политике РФ от Москвы Сергей СМИДОВИЧ в интервью корреспонденту “Известий” Наталье ГРАНИНОЙ рассказывает о том, что предлагает столица.

“Надо вернуться к идее городов-спутников”

— Мы уже два года бьемся над ужесточением правил регистрации. Раньше существовала генеральная схема развития и размещения производительных сил в стране. И там всегда было прописано ограничение роста крупнейших городов. Я понимаю, что сегодня между столицей и другими регионами огромный экономический разрыв и вряд ли его в ближайшее время можно сгладить. Но начинать принимать меры необходимо. Образно говоря, Москва — это сердце России. И если сюда будет слишком большой приток крови (то есть мигрантов), то можно заработать инфаркт.

— Как планируете убегать от “инфаркта”?

— Действующий закон о праве граждан на свободу передвижения абсурден. С одной стороны, регистрация является обязательной, с другой — уведомительной. Даже Конек-Горбунок не смог бы совместить это. Должны быть жесткие правила. Особенно для крупных мегаполисов. На Чукотку к Абрамовичу все могут ехать, а вот въезд в Москву нужно сдерживать. И сейчас уже передвижение в городе затруднено. Одна из мер — вернуться к идее городов-спутников. Для Москвы сейчас таким является Зеленоград. Можно взять еще несколько дополнительных городов, вывести туда часть предприятий, населения и разгрузить столицу.

“За нелегальное проживание — ввести уголовную ответственность вплоть до тюремного заключения”

— Вряд ли кто-нибудь захочет уезжать из Москвы…

— Госдуме необходимо проявить политическую волю — регистрацию необходимо сделать обязательной. За нелегальное проживание и работу (я имею в виду тех же гастарбайтеров) ввести уголовную ответственность вплоть до тюремного заключения, огромные штрафы и т.д. В Германии, например, в обязательном порядке указывается и номинальное и фактическое место проживания. А в Москве сегодня, по милицейским данным, проживают 8,5 миллиона человек, по данным переписи населения — 10,5 миллиона. Где эти два миллиона? А ведь город тратит огромные деньги на их содержание — тепло, электричество, вся инфраструктура. Если бы они все платили деньги за коммунальные услуги, в бюджет дополнительно поступало бы не менее 600 миллионов рублей в месяц.

— Некоторые приезжие не прочь были бы легализоваться. Но не у всех хватает нервов по нескольку дней стоять в очередях в паспортном столе. Может, начать с того, что там порядок навести? — Это вопрос к милиции.

 

— То есть пока нереально?

— Нужно менять законодательство. В том числе и в области миграционной политики. Московское правительство по этому поводу вышло с предложением к президенту. Сегодня большинством вопросов о пребывании иностранцев в стране занимается Министерство внутренних дел. Но милиция явно не справляется. Проблема слишком глобальная. Чтобы ее решить, необходимо разграничить полномочия центра и регионов. Центр устанавливает правила и следит за их выполнением, как судья на футбольном поле, субъект их выполняет. А вот сам процесс организует регион: как играть, чем играть, ему же виднее. Пускай милиция занимается силовыми проблемами регулирования численности приезжих. А социально-экономическую сферу надо отдать регионам.

— Но в Москве и так каждый год принимается программа по мигрантам?

— Еще раз говорю — сегодня у нас не хватает полномочий. Раньше -были. Например, когда начались события в Чечне, вышло постановление мэра о том, что в Москве статус переселенца могут получить только лица, имеющие здесь родственников, и это сдержало первый поток. То есть у субъекта всегда должна быть возможность для маневра, мобильности. Сейчас мы разрабатываем концепцию регулирования демографических процессов в столице. Все очень непросто. Получается, что за счет демографии население Москвы убывает, рост происходит только за счет приезжих.

“Стоит подумать и об организации миграционных тюрем”

— Какие главные предложения?

— Выстроить четкую систему управления. В каждой префектуре, в каждой управе должны б
ыть специалисты по вопросам миграции. Сегодня рассматривается городской закон о создании центров временного содержания и подготовки к выдворению нелегалов. Действующие приемники-распределители не справляются с этой задачей. Стоит подумать и об организации миграционных тюрем для злостных нарушителей. В США, например, такие есть в каждом крупном городе.

— Уже подсчитано, сколько денег на это потребуется?

— Нет. Пока все на стадии разработки. Мы понимаем, что это может вылиться в крупную сумму. Помимо строительства здания, потребуются средства на содержание граждан, на персонал. Но начинать надо сегодня.

Свой среди чужих, чужой среди своих

В действующих законах о миграции и гражданстве порой не под силу разобраться даже чиновникам. История студентки французского колледжа МГУ Галины Мирзоян типична для большинства граждан бывшего СССР.

Семья Мирзоян была вынуждена уехать из Тбилиси после прихода к власти Звиада Гамсахурдиа. Тогда в Грузии остро встал национальный вопрос. По происхождению Мирзояны — армяне, да к тому же еще русскоязычные. Поэтому в новую жизнь республики не вписывались. Благо что было куда уехать — в Москве и Подмосковье жили многочисленные родственники. Временно поселились у бабушки в коммунальной квартире. Мать почти сразу стала российской гражданкой — особых проблем тогда не было. А пятнадцатилетняя Галина вместе с братом-близнецом поступили в десятый класс московской школы. В выпускном классе, когда пришла пора выдавать аттестаты, у подростков потребовали паспорта. В московском ведомстве Галине и Армену посоветовали обратиться в грузинское посольство, чтобы получить хоть какие-то документы. А уже потом действовать дальше. Поскольку проблему нужно было решать как можно быстрей — Галина собиралась поступать в институт, а в приемной комиссии требовали паспорт, — так и сделали. Но “действовать дальше не получилось”. За восемь лет у Мирзоянов скопилась обширная переписка с московскими чиновниками. Причем один ответ противоречил другому. По действующему законодательству Галина вместе с братом имеют полное право стать гражданами России и воссоединиться с семьей — молодые люди родились на территории бывшего СССР, их близкие родственники (мать и бабушка) уже граждане России и прописаны в Москве.

-У меня сейчас фактически нет никаких документов, — рассказывает Галина. — В посольстве Грузии своей меня тоже не признают. Когда надо было продлять действие паспорта, из МВД Грузии пришел ответ, что я в Тбилиси никогда не числилась. И как быть? Раньше я хотя бы могла регистрацию в Москве сделать. А теперь, получается, что меня и вовсе нет на свете.

Отношения со столичной милицией у Галины складываются более-менее успешно. Она девушка бойкая. Если и останавливают на улице, сразу начинает “качать права” и поднимать шум. А вот ее брату не везет — частенько забирают в КПЗ. Иногда возвращается оттуда с синяками. Причем часто правоохранительные органы устраивают облавы прямо у стен ОВИРа. Ведь там можно штрафовать каждого второго в очереди — заодно и показатели милицейской работоспособности повышаются, и карман пополняется. Недавно в Нагатинском ОВИРе девушке пригрозили депортацией в Грузию. Вот и гадает она: как быть — языка не знает, жилья нет, работы тоже.

Сейчас этим делом занимаются правозащитники. Общественная организация “За права человека” обратилась с запросом в Управление президента РФ. Оттуда пришел ответ, что Мирзоян “вправе обратиться за получением гражданства в упрощенном порядке”. Однако в Нагатинском ОВИРе девушку снова отфутболили и дали понять, что в Управлении президента сидят не совсем компетентные специалисты. По совету юристов Галина готовит иск в суд на свой ОВИР.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *