Европейские стандарты развития российской почты

Почтовая станция в Екатеринбурге начала ХХ века

Предыдущий материал читайте здесь.
Протяженность почтовых трактов к середине XVIII столетия уже доходила до 17 тысяч верст. Были составлены первые карты почтовых дорог. Впервые появилось регулярное почтовое сообщение между Петербургом и Москвой — туда и обратно, два раза в неделю. Обыватели губерний, через которые проходили почтовые тракты, были обложены почтовой повинностью — денежным сбором. К 1780 году в России было уже три почтамта: в Петербурге, Риге и Москве.

Примерно в это время начала развиваться сеть ямских станций, обустроенных по примеру древнеримских. Каждая из таких станций совмещала в себе функции «автовокзала», сортировочного отделения почты и «гаража», где проводилось «техобслуживание» и «дозаправка» лошадей и экипажей. Зная это, можно правильно понять жалобную русскую песню «про ямщика», замерзающего в «степи глухой». Замёрзнуть в степи (ну и вообще — где бы то ни было) мог лишь ЗАБЛУДИВШИЙСЯ (скажем, во время пурги) и в результате не добравшийся до ближайшей спасительной станции возница!

Любопытно, что в конце семнадцатого — начале восемнадцатого веков, когда наладилось регулярное сообщение с близлежащими европейскими странами, возникла и «альтернативная» почтовая служба: «немецкая». «Немцами» в то время называли не только жителей Германии, но всех иноземцев, русского языка «не разумеющих». Их речь напоминала бессмысленное мычание глухоНЕМЫХ, отсюда и «немцы» — иностранцы как таковые.

Так вот, начиналась «немецкая» почта с регулярных почтовых линий в Ригу и Вильно (Вильнюс), затем распространилась на всю Европу, а позже и на некоторые маршруты внутри страны — параллельно с ямской почтой. Дело в том, что «немецкое» почтовое сообщение работало только с правительственными бумагами и купеческими письмами, а ямское — с прочей корреспонденцией. Конец этому положил указ 1782 года, ликвидировавший ямскую и «немецкую» почты и учредивший новую структуру, объединившую в себе все средства доставки почтовой корреспонденции под началом Главного почтовых дел правления.

На этом «особенный» российский путь развития почты заканчивается. Далее всё происходило так же, как на всем Белом Свете. Развивался механический, паровой, автомобильный, железнодорожный и авиатранспорт. Услуги доставки расширялись вместе с ускорением оперативности независимо от расстояний, и теперь даже у нас никого не удивляет доставка суши в офис или на дом. Да еще и соревнуются между собой различные сети в том, кто доставит вам нужные товары или продукты быстрее. Да и крупногабаритные товары в любой конец планеты сейчас можно доставить за 24 часа.

Константин Андреев.

Один комментарий к “Европейские стандарты развития российской почты”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.